12 июля 1973 года

16:10 по местному времени. Только что проехали Нижнеудинск. Из Томска выехали 11-ro в 09:13 на электричке № 331. Грузиться помогали Пит Правдин и Людмила Семененко. После полутора часов последних сборов и суеты устроились в вагоне, предвкушая часа два первого дорожного безделья. Только когда поезд тронулся, а за окном замелькали окраины Томска-1 мы, наконец, осознали как уже свершившийся факт, что экспедиция КЗТ-73 началась.

Уже в поезде вспомнили, что я забыл приемник, а Котова - раствор для фиксации ежей. Остальное, как-будто, все на месте.

В Тайге без всякого труда добыли билеты на поезд Л 142, сообщением Москва - Владивосток, отправляющийся в 18.25 по местному времени. Раньше ничего не было.

                                  00.36 
                                  01.42
Поезда во Владивосток из Тайги:   06.48
                                  18.25 
                                  18.57 / Россия /
                                  06.22
Электрички в Томск из Тайги:      15.55
                                  20.38

Время везде местное.

Вопреки ожиданиям, погрузились в поезд без особых хлопот. Вагон на две трети набит солдатами: стройбат, призыва мая месяца 1973, едут в район Читы.

Устроились впятером в одном купе, Коля Марков - в соседнем. Немного расслабились, как сказал Ларионов. Часов в девять даже сели за преф, но игра шла вяло, без энтузиазма. Продолжили утром сегодня, играли почти до обеда. Затем начальник сел считать деньги (оставшиеся ? ), а я за дневник. Начать его надо было бы с неделю назад,но все руки до ручки не доходили. Итак, немного "истории" :

Состав экспедиции окончательно сложился с неделю назад,когда был определен, наконец, маршрут и назначена конкретная дата - 10, максимум 11 июля, кандидатура Туткина, фактически единственная неопределенная до сих пор, отошла - он не мог выехать с нами одновременно, а мы не могли его ждать несколько дней (2-3) в Томске - наше время уже пошло, и во Владивостоке - возможно, нам предстояло уже в день прибытия отплыть на Курилы или Сахалин.

Главной задачей экспедиции определили "освоение" Курил, точнее, о.Кунашир, как наиболее благоприятного в климатическом отношении и ближайшем к материку, или юго-восточной части о.Сахалин, в зависимости от возможностей транспорта и погоды.

Обсуждали несколько разных вариантов, но из-за незнания реальной обстановки на местах, ограничились общими положениями :

  1. Разведка. Сбор необходимых документов, пограничный режим, карты, расписания судов и другого транспорта, местные возможности - организации, воздух, питание, климат.
  2. Сбор коллекций для клубного музея и кафедры зоологии беспозвоночных ТГУ.
  3. Фото и киносъемка, в том числе и под водой.
  4. Как дополнительное задание, и весьма важное, были запланированы /по заданию кафедры/ так называемые "опыты со звездами". В основном предполагалось вести наблюдения за морскими звездами в естественных условиях - питание, перемещение, реакция на пищу или состояние моря и т.д.

Числа с 9-го, а я и Мишка Литвиненко еще раньше, перейти на "казарменное положение". Главной проблемой в эти последние дни был большой объем работы с техникой и по закупке фото-кино материалов для экспедиции. Принципиальные вопросы, как и все "бумажные" дела, были уже решены, а любая задержка с выездом сокращала и без того недостаточные сроки экспедиции, направлявшейся, к тому же, в не освоенные клубом районы.

Больше всего возни, как обычно, было с подготовкой снаряжения, особенно для подводной фото и киносъемки. Только к 9 июля подготовили акваланги - довели до блеска баллоны, перебрали легочники, собрали ЗИП.

Ларионов и Мишка занимались боксами и электроникой, мы с Шуриком составляли списки имущества, которые неоднократно приходилось пересматривать по ходу работы и с целью минимизации груза, который мы должны были тащить на себе. Нашей прямой обязанностью был также контроль за подготовкой водолазного снаряжения. Шурик постоянно пропадал на кафедре и в университете, а я немного занимался походным имуществом и, главное, литературой по Курилам и Сахалину. На мне висел также 16-мм фильм - приходилось восстанавливать бокс для Киева-16C3 и добывать для него пленку.

Котова сидела над книгами по определению видов, изучала вопросы по фиксации животных, собирала необходимый инструмент и постоянно консультировалась по этим проблемам на кафедре.

Коля Марков был назначен завхозом и попутно, а позже и в основном, занимался бумагами. Экспедиционные обязанности распределили следующим образом:

Шурик Третьяков   - начальник, деньги, инструктор, опыты
Я (Андрей Панов)  - инструктор, 16-мм фильм, опыты
Галка Котова      - коллекции, опыты
Мишка Литвиненко  - 8-мм фильм, фото, врач
Сергей Ларионов   - фото
Коля Марков       - походное имущество,бумаги,пробивной человек

Еще в конце июня получили разрешение из Москвы на проведение подводных работ по всему маршруту, а 7-го июля - пропуска на Восток. 7-го же собрали все медицинские справки участников и 8-го июля подписали в ТГУ акт о готовности экспедиции к выезду. Наконец, получили палатки и деньги.

10-го я успел еще снять из бокса Киевом-16С3 пр.Ленина - на пробу, и проявить пленку. Получилось! Кассеты, правда, заедают, но других все равно нет.

После двух начали окончательно складываться - распределять по рюкзакам экспедиционное имущество, первый заход оказался неудачным - у нас с Мишкой получились неподъемные рюкзаки. Только с третьего захода удалось распределить все более-менее сносно, что заняло у нас вдвое больше времени, чем планировали. Уже к семи часам вечера стало ясно, что отъезд откладывается на 11-е, так как на девятичасовую электричку до Тайги к ночным поездам во Владивосток мы не успевали.

Вечером закупали кое-какие продукты на дорогу - Шурик с самого начала объявил режим строгой экономии наличных денег, приводили в порядок помещения клуба. Пит Правдин дал адреса предков на Сахалине, в Корсакове, и телефоны - рабочий и домашний. Это оказалось очень кстати, особенно, если окончательный выбор падет на Сахалин. В последний раз проверили все списки.

Из крупногабаритного имущества везем :

Все остальное - мелочь.

Одиннадцатого вышли из клуба в начале девятого. До вокзала ехали на троллейбусе. На конечной остановке Коля поцапался с водителем - тот не хотел открывать нам заднюю дверь, а мы не желали тащиться со всем грузом через салон. В итоге Коля обозвал его "козлом".

Больше инцидентов не было и в электричку погрузились нормально, народу было мало. Пит Правдин даже успел встать в позу и толкнуть небольшую речь.

В Тайге маялись в ожидании поезда почти семь часов. Жаль было потерянного дня. Обедали в столовой за почтой.

Предыдущая Содержание Следующая