20 июля 1973 года

23.00

Прошло сто лет. Итак, по порядку с 16-го числа. От Угольной ехали уже по берегу Амурского залива. Останавливались на каждом разъезде - поезд опаздывал на полтора часа. Выгрузились в 18:40.

Сразу сдали вещи в камеру хранения и потопали на Морвокзал смотреть расписание. Теплоход на север до Южно-Курильска - 20 и 25-го июля. Билеты только на 25-е. Перспектива потерять неделю или больше внесла некоторое разочарование. По дороге в общагу ДВГУ на Океанском проспекте обсуждали возможные варианты.

Вариантов, вообще-то было только два. Либо отказаться от Сахалина и Курил, т.е. "поднять бунт", или приткнуться где-нибудь не очень далеко от Владивостока на 7-8 дней.

Первый вариант был, конечно, чисто символическим, а по поводу второго сошлись на Путятине. МЭС была слишком далеко, а Попов, Русский или Рейнике годились только лишь на 2 - 3 дня. На Путятине же можно было сделать кое-что по коллекциям и фото - киносъемке.

Шли пешком по ул. 25 Октября вверх. Из старой общаги, знакомой мне по 64-65 гг. пришлось "попинаться", так как нам предложили только холл. Все комнаты забиты абитуриентами. В утешение, правда, дали координаты другого общежития.

Потопали по новому адресу - Пограничная 26. Оказалось, совсем недалеко. Пока Коля и Галка объяснялись с комендантом, балдели на дороге.

Устроились в комнате на третьем этаже. Получили комплекты белья, приняли душ (! ). Ночью, под руководством Ларионова, воевали с клопами, но без особого успеха.

С утра 17-го, около девяти, отбыли по делам в город. Я направился в кассу на Морвокзале за билетами, Шурик с Сержем на 36-й причал узнавать про Путятин, а остальные остались сдавать комнату и затем топать в Управление Внутренних Дел за пропусками на Путятин, т.к. таковые в Томске не предусматривались.

Встретились на Морвокзале, так как здесь была приличная очередь. Как ни странно, удалось взять билеты на теплоход "Туркмения", отправляющийся 20-го июля через Корсаков на Сахалине на Курильские острова и Камчатку.

Так что идею насчет Путятина пришлось отставить. К тому же, с этого года отменили прямой катер с 36-го причала до р/к. До острова добираться теперь довольно сложно. Либо на катере - до Большого Камня и потом на автобусе до городка Темп на берегу бухты Разбойник, либо на электричке до Смоляниново, далее поездом Смоляниново-Дунай и опять же из Дуная до Темпа (3-4 км). Через пролив - Путятин. Несколько раз в день ходит катер или самоходная баржа (для автотранспорта).

Собрались уехать на остров Рейнеке, в расчете пробыть там пару дней и сходить на сейнер. Катер в 18:45 и 12:45 Уехали в 18:50.

Но на Рейнеке вышла осечка. Какой-то морской летун в чине капитана категорически отказался пустить нас на остров, несмотря на все наши бумаги и билеты на 20-е число, отдав соответствующие распоряжения на КПП.

Спорить с таким было бесполезно и глупо. Поэтому сразу договорились с капитаном катера, что заночуем на палубе, а утром вернемся с катером на Попов (катер ночует на Рейнеке). Но тут подвернулась оказия в виде военного катера, стоявшего рядом и собиравшегося тоже на о.Попова. Не теряя времени, быстро перебрались на борт и через пару минут уже отошли от пирса.

На Попове высадились в 9.30, Уже темнело. На причале р/к разгружался последний сейнер. С рюкзаками и спальниками /аппараты не брали/ потопали в бухту Алексеева - единственное известное путное место на острове, не считая бухты Пограничной, где никто из нас еще не был. Но в темноте и сгустившемся тумане перепутали дорогу и свернули на Старк - пролив между о.Попова и о.Русским. На перевале нас догнал мотороллер с кузовом, у водителя которого и выяснили нашу ошибку.

Ошибка эта, впрочем, оказалась весьма кстати, так как водитель мотороллера рассказал, что бухта Алексеева закрыта для всех посторонних, и для нас в том числе, из-за экспериментов с трепангами и гребешками. Поэтому со спокойной совестью пошли дальше. Мотороллер забрал Галку, спальники и рюкзак с костюмами и уехал вперед, к поселку. Остальные налегке тащились в тумане еще с полчаса и на окраине Старка попали в устроенную Котовой засаду.

Остановились на берегу сразу за поселком и мы с Колей отправились дальше на разведку. Прошли около километра, но ничего стоящего не нашли, если не считать ручейка, падавшего сверху, в 400 - 500 м от поселка. Так как время было около полуночи, перетащили к ручью вещи и разбили лагерь у небольшой скалы. Постелили пару палаток, бросили сверху спальники и постель была готова. Туман немного поредел и при свете Луны немного поужинали и завалились спать. Долго мешали комары.

В середине ночи Мишка с пассатижами в руках, а за ним и Котова, рыскали во время отлива по прибрежным камням в поисках крабов. Самую большую выдержку продемострировал Коля Марков, проспавший (пролежавший?) до самого утра.

Восемнадцатого утром около восьми все были подняты начавшимся дождем. В спешном порядке свалили все в кучу под защитой скалы, где нашлось еще место для трех человек. Дождик, впрочем, оказался недолгим и минут через двадцать совсем кончился.

На море скоро развело волну и к полудню установился ровный накат. С берега смыло массу старой зоостеры и грязи и видимость резко упала. До глубины 7-8 м дно почти не просматривалось и только в полусотне метров от берега можно было что-то увидеть.

Живности оказалось совсем немного. Пара видов ежей, патирии и мидии. Попалась пара амурских звезд. На глубине 5-7 м нашел бугорчатую асцидию, но сразу оторвать не смог, а потом не нашел из-за болтанки и плохой видимости. Грунт оказался везде скальный, с отдельными валунами и глыбами, около берега и в сторону поселка переходящий в заиленный песок с зарослями зоостеры. Видел раза два мелкую рыбешку. Сильно потек по бороде и левой руке.

Во втором часу дня, после совмещенного завтрака-обеда, приготовленного Галкой и Колей, двинулись обратно на р/к, так как здесь делать было абсолютно нечего; кроме того, если бы волнение усилилось, могли отменить катер во Владивосток.

На рыбокомбинате обошли с Шуриком все причалы, подобрали с десяток побитых раковин и несколько обломков от крабов. По дороге во Владик катер взял на буксир бот с парой человек на борту. У них заглох двигатель и сорвало якорь. Сильный ветер начал сносить суденышко на запад. Отбуксировали их в бухту Алексеева. Выгрузились на 36 причале в 17.30. Почти сразу же мы с Сержем поехали на 14-й километр, где мы с В.М. были в 1965 г., на разведку. Надо было еще где-то провести 19 июля.

На остановке троллейбуса №1 выпили пару литров пива и отправились дальше. Вылезли на остановке "Академическая". Берег оказался до предела занятым пяти- и девятиэтажками, и после полуторачасовых поисков мало-мальски свободного места, где можно было бы развести костер, собрались возвращаться. Пошли, для очистки совести, по другой дороге, поближе к берегу, пробираясь то через сплошные заросли кустов, то через целые кварталы гаражей. Перебрали всех и вся уже по второму разу, но тут выбрались на проспект Столетия Владивостока у самой остановки троллейбуса. На Морвокзале нашли остальной народ на условленной месте около камеры хранения.

Ночевать отправились опять в общагу, ругая себя, что рано поспешили сдать комнату. Устроились на этот раз в 111 комнате, на голых панцирных сетках, так как коменданта уже не было.

Ночью опять боролись с клопами, но часам к двум ночи сдались. Проявил себя Ларионов.

Девятнадцатого, после десяти от нечего делать отправились просто бродить по городу. По дороге вниз - шли по Океанскому - зашли в столовую, где Мишка пассатижами выпрямлял зубья у вилки,чем привлек к себе всеобщее внимание. Погода стояла неважная, туман, из которого иногда начинала сыпать морось, низкая облачность. На море волнение 2-3 балла.

Были на местном базаре. Потом все разошлись кто куда. Встретились только в четыре часа около кинотеатра "Океан" неподалеку от Спортивной Гавани на фильме "Черный Принц". Были в местном краеведческом музее. Пробовали с Колей прорваться в музей ТИНРО, но везде висели замки.

После фильма Шурик с Сержем пошли в гастроном за продуктами на дорогу, Мишка с Галкой куда-то еще, а мы с Колей Марковым в бухту Тихую, Уссурийский залив, где я в 1964г. был с Чучелиным и Водолазским.

Бухта оказалась застроенной многоэтажными домами и, обойдя их, решили пройти еще немного. Удалось продвинуться только километра на два, далее мы были остановлены колючей проволокой и заборами - начались дачи ТОФовских шишек. Места неплохие - далеко от жилого района, но с узким пляжем - в шторм все наверняка уходит под воду. Стоять же наверху неудобно, так как спуск длинный и сложный. Вода зато чистая, на дне просвечивают скалы, покрытие кое-где водорослями, но не зоостерой. В общагу вернулись к десяти и только пожрали, как явились Галка с Мишкой.

Ночью некоторые опять воевали с клопами. Ларионов на этот раз был вооружен дихлофосом.

Утром двадцатого, т.е. сегодня, не торопясь сложились и двинулись на Морвокзал.

Втроем - я, Серж и Коля Марков взяли в соседнем магазине еще кое-что из продуктов, после чего я засел за расписание на вокзале. Провозился больше часа, так как оно оказалось весьма обширным и заняло почти четыре страницы в дневнике.

Около четырех дня забрали из камеры хранения все остававшееся имущество и отбыли на посадку. Грузились в два приема. Снимал. С погрузкой на борт получилось не очень удачно. Тех, кто поднялся на борт, обратно на берег уже не пускали и оставшимся пришлось все подавать вверх через перила трапа на руках. Обосновались в каюте № 302 в носовой части теплохода на самой нижней пассажирской палубе (в подвале).

Отвалили от стенки в шесть часов. При выходе из Золотого Рога наблюдали из иллюминатора за подводной лодкой, шедшей в надводном положении параллельным курсом около четверти часа. Обследовали душ. Начальник и Серж за 30 коп. каждый поимели по этому поводу "веселый" разговор с обслугой. Часа полтора устраивались в каюте. Конечно, не сравнить с поездом, не говоря уже о первом классе или люксе. Шесть мест в два этажа, с бортиком, чтобы не вывалиться, с занавесками и освещением, два иллюминатора, вентиляция, стол, широкий проход.

Аппараты и фильтр сдали в багажный отсек, чтобы не таскать на себе по узким проходам в каюту и обратно, остальное взяли с собой. Сдали еще лодку.

Обследовали теплоход. Показался огромным, как город, хотя и в самом деле было что-то от этого. Вряд ли кому из нас приходилось плавать на чем-либо подобном. Поднимались на верхние палубы и смотровые площадки, облазили нос и корму. Обнаружили совсем рядом ресторан, пару баров и библиотеку с читальным залом и небольшим кино. Шурик робко высказывал гипотезу о существовании небольшого футбольного поля или хотя бы бассейна, но сегодня она еще подтверждения не получила, впрочем, совсем отвергнута не была тоже.

После дележа спальных мест разочаровался Ларионов - клопы обнаружены не были.

Предыдущая Содержание Следующая
Послать замечания ВЕБ-мастеру