28 июля 1973 года.

20.10 вечера

Начинает темнеть. 26-го перед ужином ходили в соседнюю бухту к источнику помыться - на берегу из ржавой трубы, по слухам еще японской, течет теплая вода. Рядом большой бак вместо ванны, а в скалах выдолблено несколько углублений, заполненных водой.

Совсем уже вечером Мишка занимался моей шеей. Похоже, благодаря Киеву-16СЗ, с которым я не расставался почти с момента отъезда из Томска, я заработал приличный фурункул, как раз под ремнем камеры. Обратил внимание еще перед посадкой на "Туркмению". Теперь дело дошло до того, что почти невозможно поворачивать голову.

Вчера с утра копались в отливе, который составляет здесь не менее двух метров. Обнажается большая отмель, уходящая в море на сотню метров. Отмель состоит из множества скалистых островков, промежутки между которыми заполнены водорослями, в подавляющем большинстве бурыми. В основном это ламинария, по крайней мере, двух видов, костария, агарум, у самого берега саргассы, анфельция и пельвеция. Зеленые и красные водоросли встречались очень редко, экземпляры мелкие.


Набрали десятка три крабов - колючих, мохнатых и еще 1-2 видов, размером до 4-5 см (панцырь). Собрали на троих, а на отмели копались в основном я, Мишка и Галка, десятка полтора трофонов - брюхоногих моллюсков с красивой шипастой раковиной, но небольшого размера - 7-8 см. После обеда сварили, зажарили на сковородке и съели. Насобирали несколько горстей разных литторин


Под конец не то Мишка, не то Галка, нашли в отливе на одном из. островков на краю отмели, метрах в пятидесяти от берега большую яму в виде воронки с метр глубиной и полтора в поперечнике. В ней оказалось полно колючих крабов, отшельников и рыбы. Немедленно принялись за работу. Воду вычерпали, собрали крабов и отшельников, крупных заформалинили, рыбу выловили, выпотрошили и вечером в сковородке, в которой жарили трофонов, сварили уху.

Сильно вымокли, так как начинался прилив и надо было поторапливаться, чтобы не упустить добычу. Когда прилив начал вытеснять нас на берег, Шурик нашел на песке среди камней интересное животное - что-то из панцирных моллюсков, длиной сантиметров 20 и приличного веса. Спина состоит, из рядов небольших твердых пластинок правильной формы, составляющих сложный узор. Брюхо мягкое, в центре желто-коричневого цвета.

На этом наши находки в этот день не закончились. Перед обедом на самом берегу в камнях Мишка нашел змею, которую тут же прикончили. Собирался с Ларионовым снять с нее шкуру, сварить суп и накормить Котову.

Погода стояла отличная - тепло, солнечно и почти тихо. Но здорово мешает туман, иногда сплошь затягивающий, бухту и окрестности.

Часа в три мы с Ларионовым отправились в Южно-Курильск, а Шурик, Мишка и Галка опять за крабами на "старое" место, на Горячем пляже.

Прошли с Сержем половину Ю.-Курильской бухты, пока нас догнала попутка. В Южно-Курильске разделились. Ларионов направился в магазин, а я в местную больницу. Народу было немного, не было даже очереди к стоматологу - может быть, потому, что на двери висело грозное объявление:

"Пьяные и с нечищеными зубами не принимаются !"

Пока шла подготовка к "операции", разговорился с хирургом. По-видимому, это чуть ли не единственный человек на Кунашире, интересовавшийся подводным миром вокруг своего острова. Удалось получить от нее полезную информацию об острове. Оказалось, что вчера Тятя выбросил еще одну тучу пепла, ушедшую куда-то в океан, на северо-восток. Извержение с небольшими перерывами продолжается вот уже почти месяц. Шла речь также о вулкане Менделеева, давно уже не действующего, и о поселке Головнино на крайнем юге острова. Операция заняла всего 5-10 минут.

С Ларионовым встретились около гостиницы. Купили в соседнем магазине еще кое-каких продуктов и отбыли в лагерь. Всю дорогу шли пешком. На Горячем Пляже в начале восьмого встретили Котову с Шуриком, тоже собиравшихся уже в лагерь. Мишки среди них не было. Оказалось, что он ухитрился утопить маску и пошел обратно за новой. Встретили его около автобата.

Добыча была средней, если не сказать меньше. Поймали шесть штук мохнатых крабов и десяток отшельников. Набрали с пол-рюкзака створок раковин, почти целых, так как собирали на дне в сотне метров от берега.

К вечеру все опять затянуло туманом и усилился накат. Сегодня, 28 июля, рано утром в семь часов Шурик, Серж и Мишка ушли опять на Горячий Пляж, полазить там, пока отлив и тихо. Взяли с собой "сухой паек", чтобы пообедать на пляже и затем, не возвращаясь в лагерь, двинуть в сторону Отрадного, посмотреть дно в тех местах. Взяли один костюм и первый комплект.

Мы, трое оставшихся в лагере, около девяти опять рылись по всему отливу, собирали живность, в основном тех же крабов, и обрабатывали на берегу. Сегодня улов был несколько меньше. Проверяли яму, но она оказалась почти пустой. Неподалеку Галка нашла в расщелине ежа типа интермедиуса, но с довольно длинными иглами и более округлого, темноватого цвета.

Погода опять солнечная, +24 С, совсем нет тумана, но задувает хороший ветер. Палатки хлопают, хотя и выдерживают его напор, но шатер пришлось дополнительно укреплять. Полы привалили большими камнями с ближайшей осыпи.

Ели втроем, так как утренняя команда еще не вернулась. Крабы отлично сохнут на ветру и Котова переворачивает их как на сковородке каждые полчаса. Коля Марков устроил у самого лагеря рыбалку и поймал семь штук приличных рыб, весьма съедобного вида. В нашей бухте относительно спокойно, так как нас прикрывает высокий, скалистый мыс над отмелью. Сама же отмель вся в белой пене. Там сталкиваются волны обычного океанского прибоя и волны, образующиеся под действием ветра. Плюс общее мелководье и камни.

Время уже к половине десятого. Совсем темно. Разведчики еще не вернулись. Пока все.

Предыдущая Содержание Следующая
Послать замечания ВЕБ-мастеру