8 августа 1973

21.15.

С 3-го августа ничего особенного не произошло, если не считать, что на Урицкого мы не попали и сейчас находимся на борту "Курильска" в Малокурильской бухте на о-ве Шикотан.

4-го августа выдался неплохой день - дождь шел с большими перывами, сквозь тучи и туман иногда проглядывало солнце. Сушили имущество и одежду. С Галкой разделывали 6 колючих крабов, добытых ею 3-го числа вечером на одном из сейнеров. Крабы, похоже, были не первой свежести и приходилось иногда отворачиваться в сторону, что6ы вдохнуть свежего воздуха. Разобрали на части, вычистили, как следует помыли и развесили сушиться на ветерке.

После обеда пришел Марков и сообщил, что во-первых, шторм пошел на убыль и, во-вторых, Урицкий будет на два-три часа раньше расписания.

Сразу начали собираться и по мере готовности перебираться поближе к пирсу. Там собралась огромная толпа человек в полтораста, что сразу понизило наши шансы на успех. После пяти часов толкучки у будки пограничников и у ворот пирса, отправились обратно в дом, так как Урицкий взял лишь человек 120 военных и членов их семей и 17 человек гражданских по списку райкома партии.

Следующий теплоход - 11 августа. Но наше бездействие могло продлиться неопределенное время, потому что никто не гарантировал нас от провала и в следующий заход. Поэтому, несмотря на долгий кружной путь, пятого поздно вечером погрузились на теплоход "Курильск", шедший по маршруту Корсаков- Курильск-Южно-Курильск- о.Шикотан-Курильск-Корсаков.

Днем пятого еще досушивали крабов и отправили одну посылку. Еще одну отправить не успели - почта здесь в выходные работает до пяти, а Мишка с Галкой принесли последние раковины в шестом часу. Погода хмурилась, не сколько раз начинался дождь, но в целом день был неплохой. В Южно-Курилъске после посадки стояли до самого утра. Отошли в семь. Тащились очень медленно по весьма бурному морю и только во второй половине дня бросили якорь в Малокурильском на Шикотане. Опять долго стояли на разгрузке. Собралась гроза и всю ночь на горизонте полыхали зарницы.

На теплоходе разместились одни в большой каюте на десять мест. Конечно, не сравнить с "Туркменией". Никакой отделки, везде исключительно крашеное железо, минимум мебели. Но после недостроенного цexa и ларька в центре города, здесь было весьма прилично, а с учетом того, что мы все же начали продвижение к намеченной цели, и вообще шикарно.

Утром седьмого стояли уже в Крабозаводске. Трюмы "Курильска" оказались забитыми алкоголем - коньяк, вермут и что-то еще, который выгружали до середины ночи. Принцип выгрузки оставался тот же. Сначала на баржу или плашкоут, затем - к причалу и уж после краном на берег.

Около 12 отправили Колю на берег за продуктами и на разведку. Вернулся часа через два, причем оба раза миновал КПП с пограничниками - буксир, на котором он отправился от "Курильска", пристал к причалу местной торговой базы, а на обратном пути он воспользовался пустой баржей, шедшей на "Курильск" за очередной партией груза с того же причала.


Часа в три съехали на берег вчетвером. На борту "Курильска" остались начальник и Ларионов. Коля выступал в качестве аборигена. На этот раз пристали к причалу рыбокомбината. Быстро обошли большую часть поселка, избежав пограничников, и полезли на окрестные сопки.

Шли налегке, был только один рюкзак под продукты, да и то пустой. Места здесь очень живописные, особенно бухта. Два высоких скалистых мыса ограничивают вход в бухту, которая сначала тянется на 1-2 км вглубь острова, а потом круто поворачивает в сторону и идет еще около километра. В самой глубине бухты находится поселок и собственно р/к, хотя его причалы, забитые разными сейнерами, протянулись по берегу на пару километров. Несколько больших кораблей, в том числе и наш "Курильск", стоят на рейде посреди бухты. У самого р/к сгрудилось несколько сейнеров с гирляндами фиолетовых ламп на длинных кронштейнах - для лова сайры. Сейчас как раз в разгаре путина на сайру, затем придет черед красной рыбы, сардины, скумбрии и так до ноябрьских штормов.

На берегах бухты тут и там ржавеют старые суда, везде громоздятся кучи железа и мусора, которые сверху, правда, не видны. Повторяется ситуация с Южно-Курильской бухтой, но здесь всего этого гораздо больше.

Прошли, постепенно поднимаясь вверх, километра три, в надежде добраться до наружного берега мыса и посмотреть местную достопримечательность - живописный мыс Край Света, но до моря так и не дошли, хотя и видели его в просветах тумана. Вокруг дикая растительность: трава по пояс, кусты в длинных колючках, высокие, изогнутые самым причудливым образом деревья. Все переплетено местными разновидностями лиан и другими ползучими растениями и пройти через такой лес очень трудно.

Везде торчат скалы, нагромождения камней, провалы или овраги. Через полчаса туман затянул все вокруг так плотно, что видимость упала до 10 м и пришлось возвращаться, пока не заблудились или не свалились с обрыва.

Бродили по территории и цехам р/к, глотая слюнки при виде несметного количества банок с сайрой, пока Коля не остановил одну из девушек, которых здесь было очень много. Нам повезло, и минут через двадцать она принесла нам четыре закатанных банки сайры и четыре открытых. Мишку тут же отправили в ближайший магазин за хлебом и когда он вернулся, съели открытые банки прямо на месте, во дворе р/к среди каких-то ржавых бочек. Ложек не было, поэтому пришлось осваивать подходящие предметы, имевшиеся под рукой.

Потом новая знакомая показала нам весь цикл производства, начиная от выгрузки сайры с сейнеров и кончая упаковкой закатанных банок с наклеенными уже этикетками.

Сама она оказалась, можно сказать (здесь, на Шикотане), нашей землячкой - из Новосибирского студенческого отряда "Сибирь". Всего же здесь, на Крабозаводском и Малокурильском рыбокомбинатах, работает 1300 студентов. Кроме "Сибири" (НИСТ, НГМИ), здесь работают "Алтай" из Барнаула и "Амур" из Хабаровска (ХГПИ). Приехали в начале июля и живут неплохо. Нормальная кормежка, большие заработки. Работают в три смены. Весь комбинат держится сейчас на студентах, своих рабочих не хватает даже на одну смену. Проболтали почти до восьми часов.

В половине девятого удачно погрузились на буксир, который тащил к "Курильску" пустой плашкоут.

Утром опять были в Малокурильске, грузили пустые контейнеры. Простояли почти весь день. Расписание давно остается на бумаге. Соответствует пока только время выхода из Корсакова и прибытие в Южно-Курильск.

Днем народ погрузился в чтение старых газет и нескольких книг, которые раздобыла где-то одна из наших попутчиц по "Курильску" из соседней каюты. Немного играли в преф. Сейчас опять все читают. Шурик собирается считать деньги.

Предыдущая Содержание Следующая
Послать замечания ВЕБ-мастеру