9 сентября 1973 года.

15.15.

Только что проехали Нижнеудинск. Совпадение? С этой фразы начинался дневник 12 июля. Ей же его, в принципе, можно и закончить.

Едем, практически, одни в вагоне. Только вчера в Чите в вагон набилось человек 80 солдат - ехали 4 часа. Тем не менее, Коля успел загнать им за 2 р. бутылку "Рубина", купленного еще на Путятине за 1.24 и сэкономленную при окончательном расчете с КЖ-27 - за "недоставку" во Владивосток или, хотя бы, к пассажирскому причалу в Диомиде.

Два раза за эти дни были в ресторане. Кормят из рук вон плохо. Зa эти два выхода оставили ... 2.42. Обходили базарчики на многочисленных остановках. Байкал проехали ночью.

Третий день занят журналом наблюдений за звездами. Пытаюсь дополнить его кое-какими подробностями, опущенными ранее и как-то систематизировать всю полученную информацию, очень скудную, разрозненную и не всегда, может быть, конкретную. Неизвестно, правда, понадобится ли он кому-либо.

Вообще же такие опыты нам оказались не под силу. В том смысле, что, как оказалось, они требуют слишком много времени, чтобы быть достаточно точными, которого мы не смогли им уделить. Наблюдения надо вести с интервалом хотя бы в два часа. Имеет смысл начинать такие опыты в большом аквариуме и под крышей, а уж потом выходить в море.

И еще, мне кажется, информацию, которую мы хотели получить, можно найти в специализированных журналах по морским беспозвоночным, в трудах ТИНРО или института Биологии Моря.

Если же речь идет о простейших наблюдательных данных, не связанных со скрупулезной точностью, то такую задачу мы в какой-то мере выполнили.

Поскольку речь зашла об отчетах и итогах, добавлю, что за последнюю неделю на Путятине удалось еще снять одну подводную и одну наземную пленки и около 70 м цветной 16 мм кинопленки, в основном, на сейнере.

Хотелось бы еще написать кое-что о Путятине, в том же ключе, что и о Курилах.

ДОКУМЕНТЫ И БУМАГИ.
На острове отсутствует пограничный режим и передвижение ограничивается только запретными зонами /военные/ и территорией заповедника пятнистых оленей. Пропуск, в принципе, можно оформить и во Владивостоке, как это сделали мы, но в Томске сделать это проще и экономнее. В трехдневный срок нужно временно прописаться.
ВОЗДУХ.
Воздух имеется на двух буксирах типа КЖ-27. На сейнерах "Ачинск" и "Настойчивый" (который стоял на ремонте) и на берегу только 60 ат. Нужен фильтр и переходник.
ОРГАНИЗАЦИИ.
Кроме военных, сведений о которых нет никаких, единственная организация - это рыбокомбинат. Постепенно приходит в упадок. Традиционный прибрежный лов уже почти ничего не дает, вызывая, к тому же протесты ученых кругов (экология), поэтому, осенью крупные сейнера "Ачинск" и "Настойчивый" уходят к Сахалину и дальше, вплоть до Камчатки, на путину.
ТРАНСПОРТ.
Регулярный транспорт на острове отсутствует. Много дорог, по которым можно добраться почти до любого района острова, кроме крайнего юго-востока, на попутной машине. Маршрут из Владивостока: В 18:00 электричка до Смоляниново, в Смоляниново пересадка на поезд Смоляниново - Дунай, который идет через 30 - 40 мин, на автобусе, машине или пешком (4 км) до поселка Темп на берегу залива Стрелок. Через пролив на Путятин несколько раз в течение дня ходят катера или СБ. Обратный поезд из Дуная в 06:05. Билеты до Владивостока 01 р. 34 коп.
ПИТАНИЕ, ЛАГЕРЬ.
В местных магазинах очень плохо с продуктами. Имеются некоторые крупы, сахар, какао, чай, сгущенка, рыбные консервы, хлеб. Можно разжиться рыбой на сейнерах или ловить самим. Повсеместно встречаются трепанги. Бухты к северу от мыса Слон, а также в районе мыса Родионова часто посещаются местными жителями, так как дорога проходит в непосредственной близости от побережья. То же и с туристами. Большие проблемы с дровами.
БЕРЕГ. ПОДВОДНЫЙ МИР.
Берег очень сильно изрезан. На мысах крутые утесы, кекуры, скальные островки. Мысы почти везде труднопроходимы. Пляжи в бухтах песчано-галечные. Много ручьев. Чистая и достаточно теплая вода. В отдельные дни видимость превышала 15 м. На дне около мысов скальные участки, нагромождения глыб, уступы, каньоны. В средней части бухт чистый песок. Глубже 13 - 15 м. дно начинает выравниваться и приобретает "равнинный" характер - заиленный песок и гравий, отдельные скалы и камни, битый ракушечник. Большое разнообразие водорослей (в клубе им почему-то не уделяется никакого внимания), но их общая биомасса ничтожно мала по сравнению с животной, если не считать зостеры. Очень много беспозвоночных: нам попадалось 5 видов ежей, 9 видов звезд, два - асцидий, три вида актиний. Трепанги, кукумарии, множество видов крабов и отшельников, креветки. Особо следует сказать о моллюсках. Количество их видов трудно подсчитать, а может и вообще невозможно. В основном это двустворчатые, но много и брюхоногих. Наиболее богаты бухты в районе м.Бартенева и, по слухам, на крайнем юго-востоке острова. В бухтах южного побережья вода значительно прохладнее и более сильный прибой.

Еще немного статистики:

Всего продолжительность экспедиции составила 52 дня, если Третьяков, Ларионов, Котова и Литвиненко прибыли в Томск 31 августа. Мы с Колей должны прибыть 10-го сентября, не дотянув до двухмесячного юбилея один день.

Из всего этого времени чистое "лагерное" время составило всего 17 (25) дней, включая даже о.Попов. Большая часть времени ушла на дорогу - 23 дня, пересадки, вынужденные задержки и ожидание транспорта - еще плюс 10 дней. Несколько дней ушло на разведку, снятие лагеря и переезды.

Проведено не менее 40 подводных погружении участников, в том числе и на Кунашире. /точнее по водолазному журналу/.

Три раза были на сейнерах.

19.30.

Только что пришлось вскрыть большой ящик с крабами и одного выбросить. В Тайшете набилось очень много народа, кто-то из женщин почувствовал запах и поднял хай. На шум прибежал проводник, который был, в общем-то, в курсе всего еще с Владивостока. Бидончик поставили в ящик под полом в коридоре, а ящик с крабами вынесли в тамбур, где вскрыли и осмотрели содержимое.

Один краб совсем почернел и его выбросили без всякого сомнения, остальные более или менее сохраняют вид. В них завелись черви и теперь постоянно шуршат там чем-то, привлекая внимание.

Немного проветрили и поставили в другое купе. Проводнику за содействие выделили несколько звезд и ежей.

Завтра Томск. Коля все эти дни мается от безделья, так как спать уже более невозможно, болят все бока. Я хоть занимался журналом и дневником. Пока все.

Предыдущая Содержание Следующая
Послать замечания ВЕБ-мастеру